Рано или поздно любой водитель сталкивается с проблемой разрядки аккумулятора. Чтобы восстановить работоспособность аккумуляторной батареи (АКБ), её необходимо зарядить. Если аккумулятор оснащен указателем зараженности, то узнать о его состоянии можно по цвету индикации:
- зеленый цвет — аккумулятор не нуждается в подзарядке;
- черный цвет — АКБ нуждается в зарядке;
- белый цвет — необходимо долить чистую дисцилированную воду.
Нельзя допускать значительного разряда батареи: многие иномарки, при чрезмерном разряде батареи попросту не заведутся, хотя и будет слышно, что стартер «крутит мотор». Чтобы вовремя зарядить аккумулятор, у каждого автомобилиста должно быть в наличии зарядное устройство (ЗУ).
В настоящее время существует довольно много различных по характеристикам, формам, размерам и эффективности зарядных устройств. Для того, чтобы купить наиболее подходящее по цене и качеству зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, следует учитывать множество нюансов, о которых и пойдет речь ниже.
Разновидности ЗУ
Существуют зарядные и пуско-зарядные устройства для автомобильного аккумулятора. Зарядные производят лишь зарядку аккумулятора, но некоторые модели могут еще и поддерживать ее.
Пуско-зарядные осуществляют 2 функции – заряжают АКБ и производят запуск двигателя, что очень удобно, когда автомобиль необходимо срочно завести, а времени заряжать, полностью севший аккумулятор, нет. Пусковое устройство выдает требуемый для запуска ток, который в несколько раз превышает его значение в обычном зарядном устройстве. Так как пуско-зарядные устройства выдают большой ток, т.е. имеют большую мощность, то такие устройства имеют больший вес, габариты и, естественно, стоимость.
Популярностью у российских автолюбителей пользуется автоматическое пуско-зарядное устройство Орион PW 700.
Более подробно о пуско-зарядных устройствах рассказано в видео. В ролике используется BlueWeld Imperial 150.
«Зарядники» бывают импульсного и трансформаторного типов. Трансформаторные имеют большие размеры и вес, так как они снабжены массивным трансформатором и выпрямителем, который преобразовывает поступающий от сети переменный ток в постоянный.
Импульсные зарядные устройства более удобны и просты в использовании. Они работают за счет высокочастотного преобразователя напряжения (инвертора). Помимо компактных размеров и более низкой стоимости, они могут оснащаться дополнительными защитными механизмами. К примеру, индикация короткого замыкания (КЗ) показывает, когда неправильно выполнено подсоединение клемм. Одним словом данное устройство настолько автоматизировано, что даже новичок в этом деле не сможет навредить аккумуляторной батарее.
Импульсное зарядное устройство имеет и существенный недостаток – если оно выйдет из строя, починить его собственными силами вряд ли получится. Скорее всего, придется покупать новое или отдавать на ремонт специалисту.
Если автовладелец сталкивается с зарядкой АКБ не очень часто и отдает предпочтение функциональности и простоте использования, то наиболее приемлемым вариантом будет автоматическое зарядное устройство. При переполюсовке, замыкании клемм оно выбивает ошибку и не производит заряд, что позволяет защитить аккумулятор от поломки.
Если ЗУ будет применяться для зарядки различных по мощности АКБ, то оно должно быть оснащено встроенным амперметром и возможностью регулировки зарядного тока. К таким ЗУ относятся тиристорные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, которые представляют собой устройства на основе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности с электроуправлением зарядным током.
Зарядный ток таких ЗУ очень близок к импульсному, что способствует продлению «жизни» АКБ, и регулируется в пределах 0-10 А. Также их можно использовать в качестве источников питания для низковольтных паяльников, переносных ламп, вулканизаторов.
Тиристорные зарядные по необходимости можно дополнить разнообразным функционалом – автоматическое отключение после полной зарядки батареи, сигнализирование о переполюсовке или замыкании клемм и многое другое.
Критерии выбора зарядного устройства
Главный показатель, на который необходимо ориентироваться при покупке зарядного устройства – выдаваемый устройством ток, он не должен превышать 10% от емкости аккумулятора, или устройство должно быть с возможностью регулировки. Так для стандартного 65 А/ч аккумулятора нужно 6,5 А зарядного тока и не больше, а более качественно АКБ заряжается на токе равном 5%-му соотношению от его емкости (т.е. для 65 А/ч – 3,25 А).
В ЗУ с регулируемой подачей тока можно легко настроить необходимое значение, а если подача тока постоянная – устройство заряжает аккумуляторную батарею на оптимальных режимах, что способствует более полному и глубокому заряду.
Напряжение зарядного устройства для автомобильных АКБ на выходе должно составлять 12 В.
Не менее важным критерием является вид источника питания. Существуют зарядные устройства, питающиеся от сети (в России 220 Вольт 50 Гц) либо солнечных батарей. Для зарядки АКБ в «полевых условиях» наиболее подходят устаройства на солнечных батареях, так как их не нужно никуда подключать. Но заряжают они медленнее, чем другие устройства.
Самыми надежными, простыми и удобными в эксплуатации являются сетевые зарядные устройства.
Тестирование ЗУ
Чтобы купить наиболее качественное и удовлетворяющее всем запросам устройство следует провести тест зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов. Во время его проведения основное внимание необходимо уделить вопросам качества зарядки и процессу подзарядки на низких значениях тока. Самым лучшим зарядным устройством для аккумулятора автомобиля считается то, которое производит зарядку на максимально щадящих режимах, а после полной зарядки аккумулятора поддерживает этот заряд до момента его отключения от сети.
Также следует обратить внимание на качество упаковки, наличие сопроводительной документации, оценить сложность использования и функциональные возможности. Немного меньшего внимания заслуживает стоимость зарядного устройства, но она должна соответствовать качеству и возможностям зарядного устройства.
Довольно неплохими в соотношении «цена-качество» являются зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов отечественных производителей «Кедр» и «Орион». Более надежны в эксплуатации, но соответственно и дороже – зарядные устройства популярной зарубежной фирмы «Bosch».
В заключение предлагаем посмотреть рекламный ролик пускового устройства Mighty Jump (Майти Джамп), которое подключается к прикуривателю автомобили и поможет подзарядить аккумуляторною батарею в экстренных ситуациях.
При покупке зарядного устройства главное не купить поддельное. Китайские зарядки под маркой сделано в Рязани сплошной брак. Оригинал производится в Питере. Производитель НПП Орион.