Механическая или автоматическая коробка передач: плюсы и минусы

Часто перед теми, кто собирается купить машину, становится выбор: что лучше МКПП или АКПП? Однозначного ответа нет. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Выбирая нужно просто решить, что вас больше привлекает.

Что лучше МКПП или АКПП?

Что лучше МКПП или АКПП?

В первую очередь стоит сказать, что автоматы стоят дороже в среднем на 1000$. К тому же, обслуживание АКПП своими силами практически невозможно. Все работы будут выполняться на специализированных технических станциях. Поэтому, кроме того, что поблизости от вашего жилища должна быть такая станция, это означает приличные расходы.

Если финансовая сторона вопроса не проблема, для того чтобы решить приобретать МКПП или АКПП, необходимо учесть особенности и нюансы при эксплуатации каждой из коробок передач.

Как работает МКПП

Механическая коробка передач — теперь уже классика. Она представляет собой набор шестерен, валов, синхронизаторов и муфт включения, управляются которые при помощи рычага переключения скоростей. Эта система соединена с двигателем специальной муфтой, которую называют сцеплением. Она имеет выход в виде педали. Нажимая на педаль сцепления, водитель «отсоединяет» коробку передач от двигателя, в этот момент рычагом меняет передачу. Вот тут и кроется основной недостаток механики: нужно уметь делать это вовремя, быстро и плавно, иначе двигатель заглохнет. Именно на переключении скоростей часто «залипают» водители-новички, с трудом осваивая навык. По нашим наблюдения, чаще возникают проблемы с переключением с повышенной скорости на пониженную.

Как работает мкпп - это система шестеренок, валов, рычагов переключения

Как работает мкпп — это система шестеренок, валов, рычагов переключения

Переключение скоростей на МКПП  — один из тех нюансов, которые стоит учитывать. Часто движение в большом городе – доставляет массу неудобств владельцам механических коробок: постоянно необходимо манипулировать рычагом, что не добавляет радости. Вот, наверное, и все недостатки механики, остались достоинства:

  • надежность и большой рабочий ресурс;
  • простота обслуживания (вполне можно справиться своими силами);
  • возможность работы в специфическом режиме (можно манипулируя скоростями выбраться из заноса, ямы; можно кого-то отбуксировать или эвакуировать сам автомобиль на буксире и т.д.);

В вопросе: «Что лучше МКПП или АКПП» у механики есть свои ярые приверженцы. Но и современные автоматические коробки становятся все более и более популярными. Тем более что их сегодня не один вид, а четыре.

Какими бывают АКПП

Первыми появились коробки с гидромеханическим автоматом. В этом случае как таковой передачи нет. Крутящий момент передается от одной крыльчатки к другой при помощи специальной жидкости ATF. Управляет скоростью вращения блок управления или, как их принято называть,  «мозги».

Достоинство этого варианта АКПП – простота и надежность. Но есть и определенные недостатки: при переключении передачи изменение скорости происходит не сразу, а с задержкой. Водители, ездившие на механике, сначала тяжело воспринимают эту паузу, придумали даже специальное словечко: говорят, что автомат «тупит». Первые модели гидромеханических коробок грешили приличной задержкой, в современных пауза есть, но она стала намного меньше. Привыкнув к такому положению вещей, водитель просто чуть раньше начинает движение или торможение. Некоторые современные авто оснащены специальной системой, которая подстраивается под владельца. На таких машинах нужно всего-то час поездить в своем стиле, чтобы она переняла манеру вождения и подстроила паузы под конкретного человека.

К недостаткам гидромеханики можно отнести увеличенный расход топлива. На сотню километров расходуется больше примерно на 0,7-1 литр, но все зависит от стиля вождения. Некоторые лихачи на МКПП сжигают гораздо больше, чем самая непродуктивная гидромеханика. Сложно на автомате выбираться из заносов – именно вследствие задержки переключения скоростей резкое изменение направления движения практически невозможно, к тому же делать это многократно не стоит: автомат может «загнуться».

Что лучше? АКПП или МКПП? Автоматы дают более высокий уровень комфорта

Что лучше? АКПП или МКПП? Автоматы дают более высокий уровень комфорта

При всех недостатках гидромеханические коробки дают ощутимую разницу в комфортности вождения. Это ощущается именно в большом городе: не нужно все время дергать ручку и давить на сцепление. Достаточно нажимать или отпускать педаль газа. И пресловутая задержка дает тот плюс, что машина идет более плавно, без рывков.

Еще более совершенны в этом плане роботизированные коробки передач. Они объединили в себе достоинства механики и гидротрансформатора. В роботизированной АКПП переключением практически тех же механических передач руководит бортовой компьютер –  все те же «мозги». Тут и разгон ничуть не хуже, чем у механики, и налицо экономия топлива. «Мозг» выбирает оптимальный момент переключения скоростей и происходит все настолько плавно и незаметно, что и толчок и изменение тона работы двигателя даже заметить непросто.

Что лучше? АКПП или МКПП? Автоматы дают более высокий уровень комфорта

Что лучше? АКПП или МКПП? Автоматы дают более высокий уровень комфорта

Но и у роботов есть недостатки: если при подъеме на горку отпустить педаль газа, машина, скорее всего, поедет обратно. Но эта возможность скорее теоретическая – кто же станет отпускать газ на подъеме, если не собирается тормозить?

Есть еще один вариант АКПП – вариатор. Это бесступенчатая ременная передача. Только ремень представляет собой множество стальных пластин, скрепленных между собой. Он передает вращение от одного конусообразного шкива к другому, а эти шкивы могут менять свою ширину. В результате передаточное число меняется без каких-либо скачков и имеет почти неограниченное их значение. Такие коробки часто можно увидеть на малолитражках «Fiat», «Nissan», «Ford», «Volvo», «Subaru».

Еще несколько лет назад вариаторы управляли движками относительно небольшой мощности, чем ограничивалось их использование. Но современные уже могут справиться с 250 лошадиными силами. А самым впечатляющим, пока, был вариатор, управлявший 800 сильным движком на гоночном автомобиле Renault.

Более подробно о вариаторах и автоматах читайте в статье «Что лучше, вариатор или автомат?»

И последнее слово в современном автомобилестроении — Direct Shift Gearbox (DSG) или переселективная коробка передач. Если коротко, то на четные и нечетные передачи имеется отдельная трансмиссия с собственным сцеплением. Результат – очень быстрое переключение практически без потери мощности. При появлении этих коробок их не было смысла ставить на маломощные движки, но сегодня путем некоторых доработок в системе этот недостаток устранен.

В любом случае, при любой автомобиль с АКПП водить становится комфортнее. Это отмечают все: автоматы напрягают меньше при «рваном» ритме движения в городе. Но если вы живете в небольшом населенном пункте, или часто выезжаете в места, где нет специализированных сервисов или состояние дорог далеко от нормы, тогда вам, все-таки лучше приобрести механику.

Что же все-таки лучше?

Делать выбор между автоматом и механикой, каждому нужно самостоятельно исходя из своего образа жизни и предпочтений. Если для вас очень большую роль играет комфорт – вам стоит приобрести автомат (какой конкретно – решайте сами).

Если вы ведете активный образ жизни - вам больше, скорее всего, подойдет МКПП

Если вы ведете активный образ жизни — вам больше, скорее всего, подойдет МКПП

На автомате стоит остановиться, покупая машину для женщин. Но это тоже не однозначно: с автомата на механику переучиваться дамам очень сложно. С механики на автомат – запросто, а вот наоборот – сложно. И не всякая девушка будет рада автомату — среди них есть ярые приверженцы механики.

Если вы ведете активный образ жизни и выезды «за город» происходят часто, вам больше подойдет механика. Только на механике вы сможете взять кого-то на буксир, или выбраться из ямы «раскачкой». Эти режимы для автомата губительны: не любит он нештатные режимы работы. Не рекомендуют автомобили с автоматами буксировать – такой режим тоже может повредить коробку. Для перевозки забарахлившего авто, на приличные расстояния, понадобится эвакуатор (недалеко авто все-таки можно отбуксировать, но ехать при этом необходимо очень медленно).

Выводы:

  • автомат удобен, если вы передвигаетесь преимущественно в крупном городе или на трассах с хорошим покрытием;
  • механика незаменима при частой езде в экстремальных условиях;
  • автомат стоит дороже, также больше денег требуется на его обслуживание;
  • автоматы повышают комфортность вождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *