Автоматическая коробка передач, безусловно, повышает комфортность управления автомобилем и плавно переключает передачи, но обладает и определенными недостатками: повышенный расход топлива, медлительность переключений режимов, сложная конструкция, а значит, и цена и обслуживание. Но в условиях города АКПП намного упрощает вождение и продлевает жизнь трансмиссии.
Устройство автоматической коробки передач

Общее устройство АКПП
В автоматической коробке передач можно выделить три основные части:
- гидротрансформатор;
- планетарные передачи;
- систему контроля и управления.
Что такое гидротрансформатор и принцип его действия
Гидротрансформатор — своего рода усовершенствованная гидромуфта. Гидромуфта состоит из двух колес с лопастями, установленных в корпусе, заполненном специальной жидкостью – маслом. Одно лопастное колесо соединено с двигателем и называется «насосным», второе, называемое «турбинным» соединяется с трансмиссией.

Устройство гидротрансформатора
Вращаясь, насосное колесо приводит в движение масло, которое затем, приводит в движение турбинное колесо. Эта элементарная система передает крутящий момент, примерно, в соотношении 1х1. Но для работы автомобиля необходим намного более широкий диапазон изменения крутящего момента. Для этого между турбинными колесами устанавливают еще одно колесо, которое называют «реакторным», которое может вращаться, а может быть неподвижным. Если реакторное колесо неподвижно, происходит увеличение крутящего момента, то есть, его трансформация, а это уже не гидромуфта, а гидротрансформатор.
Планетарная передача и принцип ее работы
Один гидротрансформатор не в состоянии изменять крутящий момент в необходимых пределах и не может обеспечить реверсный режим для езды задним ходом. Для решения этих задач служат планетарные передачи с разным передаточным коэффициентом. Они представляют собой несколько шестерен, которые вращаются вокруг одной центральной оси. Небольшие шестерни-сателлиты соединены при помощи водила, и имеют зубчатое сцепление с наружной шестерней и с внутренней – солнцем. Получается, что сателлиты вращаются вокруг своей оси и вокруг солнца, как планеты, отсюда и произошло название – планетарная передача.

Планетарная передача
Системы контроля и управления
Изменение передаточных чисел осуществляется путем блокировки тех или иных деталей, которое происходит при помощи системы контроля и управления.

Изменение передаточного числа происходит путем блокировки некоторых частей планетарной системы
Когда появились первые коробки-автоматы, система контроля была гидравлической, сегодня добавлена еще и электроника. Оба варианта используют в своей работе два ключевых параметра: скорость движения и нагрузку. Разница между ними состоит в типе используемых датчиков: гидравлическое управление получает сигналы от механических датчиков, электронное – от электронных.
Современные системы контроля и управления обрабатываю данные еще от нескольких систем (например, от АБС, датчика, который измеряет температуру рабочей жидкости, положения педали акселератора и т.п.), что позволяет более точно переключать скорости. Электроника позволяет иметь специальные режимы работы двигателя: зимний, экономный, спортивный, режим работы, при котором водитель сам выбирает передачу. Электроника дает возможность системе подстраиваться под стиль вождения водителя и контролировать исправность АКПП.
АКПП – удобна и намного облегчает вождение в условиях города, но есть и недостатки, среди которых – сложное устройство и обслуживание. Также есть определенные трудности при буксировке автомобиля с АКПП.