Автомобиль часто не просто средство передвижения. Иногда к нему относятся как к любимцу семьи, ну или как минимум, к любимой игрушке. Но везде присутствует слово «любимый», а дорогие вещи нужно защищать от посягательств. К сожалению, установка противоугонной системы не является гарантией сохранности – слишком много в стране людей, умеющих работать головой и/или руками, но не желающих тратить на эту работу много времени. Вот и угоняют чужие авто …
Сегодня нужно проявить смекалку и изобретательность, чтобы обеспечить сохранность автомобиля. Есть несколько рекомендаций, которые помогут в этом непростом деле.
Как ни дико это звучит, но многие автомобили угоняют без использования каких-либо специальных средств. Например, машина притормозила возле ларька или торгового лотка, движок работает, одна из дверей открыта, водитель на секунду вышел купить что-то необходимое. Угнать авто при таком раскладе – дело секунды. Сели, поехали. Или еще одна ситуация: машина остановилась на светофоре, двери не заблокированы. При таком положении вещей водитель наиболее уязвим. Чаще всего в этот момент и подходят люди определенного склада, и «предлагают» покинуть салон. Именно такими способами угоняют 20% автомобилей в Москве.
В этих случаях решение очевидно: во время остановок все двери должны быть заблокированы, а если к вам обращаются, не обязательно открывать дверь, достаточно немного опустить стекло, и так вести беседу. К тому же нужно всегда быть готовым начать движение – держите ногу на педали газа или на механике (механическая коробка передач МКПП) включите первую передачу. И ни в какой ситуации, даже на секунду, не оставлять автомобиль с заведенным движком и открытыми дверями. Всегда забирайте с собой ключ и включайте сигнализацию.
Оборудованный сигнализацией стоящий на стоянке автомобиль, для профессионалов не проблема. Механические блокираторы также делу не очень помогут. Все модели известны и приемы по их снятию отработаны. Питание сигнализации отключат, «гуделку» закроют поролоном, зальют монтажной пеной или просто разобьют. И чем более известная стоит на автомобиле система, тем больше вероятности, что по ней наработаны у угонщиков свои решения.
Можно установить две системы разного типа: одну явно, вторую хорошо замаскировать. Первую злоумышленники отключат, а вот со второй возиться вряд ли захотят… Очень эффективно, если вторая срабатывает с определенной задержкой, тогда угонщикам придется быстро покинуть салон.
Одна у вас будет установлена противоугонка или две, ни в коем случае не вешайте на автомобиль наклейки, которые кладут производители в каждую коробку. Разве что в целях дезинформации стоит прилепить чужую.
Помните, что устанавливать блоки сигнализации нужно в разных частях машины. Сгруппировав все в одном месте вы облегчаете работу угонщикам.
Будьте внимательны, когда ставите автомобиль на сигнализацию. Никогда не нажимайте на брелок повторно, если вдруг охрана не «встала». Причиной может быть, конечно, севшая батарейка, но это может быть и электронная начинка угонщиков – код-граббер. Он искажает первый сигнал, который в таком состоянии не воспринимается блоком управления, копируя и запоминая «неиспорченный» вариант. При втором нажатии граббер отправляет автомобилю скопированный код, но копия остается в памяти. Машина становится на сигнализацию, владелец уходит. Угонщик отпирает авто и уезжает.
«Лечение» тут простое: внимательно оглядитесь, делая грозное лицо. Если ваша противоугонная система позволяет, дайте машине любую команду, не связанную с постановкой на сигнализацию. Это собьет предыдущие коды. Повозитесь немного с машиной, и снова попытайтесь поставить на сигнализацию. В общем есть такая закономерность: чем навороченнее система, тем сложнее с ней справиться. Пока взламывать научились только Keelog, но, возможно мы не все знаем. Если же противоугонка простая и никаких команд кроме закрыть/открыть нет, лучше переехать в другое место.
Некоторые автовладельцы считают, что поставив одновременно сигнализацию и иммобилайзер, они гарантированы от угона. Это не так. Если уж захотели угнать вашу машину, то купят/украдут ЭБУ (электронный блок управления двигателем), аналогичное тому, которое установлено на вашем авто, запишут в него специальную программу. Во время длительной стоянки отключат сигнализацию, подключают переделанный ЭБУ вместо «родного», заведут автомобиль и уедут. При определенной сноровке, счет времени идет на минуты. Теперь и вы знаете, как воруют автомобили с иммобилайзером. Единственное что немного утешает — это может быть только спланированная и подготовленная акция и воруют так только дорогие автомобили.
В таком деле, как защита от угонщиков, «перебора» не бывает. Потому к высокотехнологичным наворотам современных противоугонных систем не грех добавить несколько решений от «самоделкиных», которые отличаются простотой исполнения, но очень эффективны. Самое простое и популярное, кстати, решение — сделать тайную кнопку или тумблер. Все что для этого нужно – некоторое количество проводов, тумблер, переключатель или кнопка любого вида. В одну из систем, которые отвечают за запуск двигателя (в любую – систему впрыска, в топливный насос и т.д.) встраиваете эту кнопку, а располагаете ее где-то в салоне.
Где – ваш выбор, о котором не стоит говорить никому. Но эта кнопка/тумблер должны быть расположены так, чтобы действия по их включению/выключению не привлекали внимания. Так что теперь думайте. Тем же, кто любит перестраховки, можно посоветовать сделать две кнопки, включенные последовательно, но расположенные в разных местах. Вот в этом случае угнать вашу машину можно только со специальной техникой…
Для того, чтобы сделать потайную магнитную кнопку, потребуется геркон — герметизированный контакт. При прикладывании магнита к геркону, в нем замыкаются контакты. Более подробно о герконах рассказано в видео.
Благодаря тому, что у геркона маленький размер, его можно спрятать под обшивкой внутри салона, т.е. его нельзя будет обнаружить визуально.
Какие машины чаще всего угоняют
Список самых угоняемых машин в каждом регионе свой, но, как правило, в него входят одни и те же марки, только располагаться они могут в разном порядке. Из иномарок чаще угоняют Mitsubishi Lancer, Toyota Camry и Land Cruiser, Infiniti, Lexus RX, Mazda3, Honda CR-V. Новые автомобили представительского класса крадут реже: это и более опасно (нарваться можно на любого) и нет такого спроса на подержанные запчасти. Из отечественных автомобилей чаще крадут Lada любых модификаций, также «популярны» ВАЗ (шестерки и восьмерки) и некоторые модели ГАЗ.
По статистике чаще всего угоняют машины, припаркованные на ночь у дома (больше 60%), далее легко угоняются оставленные «на минутку» с заведенным мотором на заправках, возле киосков и торговых палаток (20%), со стоянок возле торговых центров и офисов угоняют чуть реже (15%). Но общая вероятность «дневного» угона – чуть больше 19%. При всем при этом, летом угоняют 40% автомобилей в году, зимой – 25%, весной 16%, остальное – осенью.
Наиболее популярны у угонщиков автомобили 3х-летки, потом следуют 2-х летние, а потом уже выпущенные недавно.
Что делать если угнали автомобиль
Иногда не спасают никакие меры и автомобили угоняют. Что же делать, если автомобиль угнали? Первое – сообщить по телефону в дежурную часть ГУВД, в управление ГИБДД. В ближайшее отделение милиции вам нужно бежать самому. Именно бежать – чем меньше времени пройдет после угона, тем больше вероятность отыскать автомобиль. В отделении необходимо подать заявление об угоне. Вас попросят предоставить максимум информации. Вот что может быть нужно:
- все данные о регистрации, потому никогда не оставляйте их в машине, если не хотите сделать угонщикам подарок, конечно;
- данные о том, когда, где и у кого вы покупали автомобиль;
- кто, кроме вас, имеет право управления угнанным авто (ФИО, прописка и паспортные данные);
- системы, установленные на машине, теряли или нет документы, если да, то когда и кто вернул/нашел;
- особенности автомобиля, маркировка деталей и т.п.;
- может быть нужным количество бензина в баке и еще куча всякой мелочи.
После оформления заявления сотрудники ГИБДД возбуждают уголовное дело. Ваша задача – взять справку о принятии заявления и его регистрации. На основании этой справки вам могут выделить дежурный автомобиль с милицейским нарядом. Иногда автомобили бросают где-то недалеко на пустырях или малопосещаемых местах.
Как себя вести в отделении? Постарайтесь сдерживать эмоции. Можно, конечно, покричать, грозить мэром, президентом или еще кем-то, но как это повлияет на работу сказать сложно. А вот что точно может активизировать розыскные мероприятия, так это обещанная награда за найденный автомобиль. Любой нормальный оперативный работник знает, кто в его районе может быть причастен к угону, и вознаграждение может стать решающим фактором, который подтолкнет его к более активным действиям.
В процессе следствия вас могут часто вызывать в участок и задавать, казалось-бы, глупые вопросы. Терпите и старайтесь максимально точно на все отвечать. Это в ваших интересах.
Задался и я вопросом сохранности своей машины. На парковку ставить ее нет возможности, паркуюсь около дома, иногда на приличном расстоянии (более 300 метров). В салоне предложили вариант комплексной защиты: электромеханический замок с иммо и сигнализацию с обратной связью + штырек Гарант в руль. Удовольствие такое обсчитали мне на 60 т.р. Скрывать не буду, цена смущает. Пошел более бюджетным вариантом, подцепил систему защиты от местного ЧОПа, авто на постоянном мониторинге