– Почему опаздываю? Ждем уже три часа ГИБДД! Пробка, водители матерятся. Что делать, ума не приложу…
– А договориться не пробовала?
– Так я виновата: въехала ему в бампер на светофоре. У него старенький Жигуль. И сам он, ну, … не первой молодости.
– Он не знает, как оформлять Европротокол при ДТП? Ты не пыталась ему это предложить?
– Я тоже не умею!!!
По телефону молодая энергичная дама отчитывалась перед знакомым.
Этот частный случай характеризует общее отношение к оформлению ДТП по Европротоколу. Страны Европы уже давно перешли к таким действиям, Россия – всего лишь в 2009 году. Причем, согласно статистике только в 4% случаев участники аварий не вызывают инспектора ГИБДД. Интересно, в силу каких таинственных причин мы не хотим обучаться, европейцы умнее нас, или мы ленивее их?
Почему россияне не хотят заполнять Европротокол?
Опросы среди потерпевших водителей и виновных показывают следующие причины:
- Водители не знают, как правильно заполнять Извещение к полису ОСАГО и когда уместно это делать;
- Потерпевшие боятся, что страховая без протокола ГИБДД не возместит им убытки, и нужно будет тратиться на адвоката.
- Виновная сторона не хочет находить компромиссное решение с потерпевшими: психологически всегда сложнее уговаривать, чем выливать негодование на противника.
- Совсем нет пострадавших, только потерпевшие.
- Всего 2 ТС (автомобиля) участвовало в аварии.
- С водителями заключены договора ОСАГО, они действительны в момент аварии (не просрочены).
- Водители воспринимают ДТП однозначно: нет разногласий на видение ДТП, даже несущественных. Определились с потерпевшим и виновной стороной.
- Потерпевший убежден, что ущерб составляет менее 25000 руб.
- Убедиться, что при аварии никто не пострадал (нет причинений вреда здоровью).
- Проверить состояние полисов ОСАГО на предмет наличия Извещений, внесения в договор фамилий водителей, проверить срок действия.
- Установить, кто конкретно виноват.
- Потерпевший должен быть убежден, что ущерб, компенсацию которого он хочет получить, не более 25 тыс. руб.
- Зафиксировать всеми возможными способами данные о свидетелях (ФИО, прописка, телефон).
- Записать данные другого водителя.
- Сфотографировать повреждения автомобилей с включением номерных знаков, общий вид места ДТП, тормозные следы, валяющиеся обломки.
Когда можно заполнять Европротокол без ГИБДД?
Заполнять Европротокол можно при следующих условиях:
- Совсем нет пострадавших, только потерпевшие.
- Всего 2 ТС (автомобиля) участвовало в аварии.
- С водителями заключены договора ОСАГО, они действительны в момент аварии (не просрочены).
- Водители воспринимают ДТП однозначно: нет разногласий на видение ДТП, даже несущественных. Определились с потерпевшим и виновной стороной.
- Потерпевший убежден, что ущерб составляет менее 25000 руб.
Действия водителей до заполнения Европротокола при ДТП
Порядок действий сразу после аварии до заполнения Европротокола:
- Убедиться, что при аварии никто не пострадал (нет травм или другого вреда здоровью).
- Проверить состояние полисов ОСАГО на предмет наличия Извещений, внесения в договор фамилий водителей, проверить срок действия.
- Установить, кто конкретно виноват.
- Потерпевший должен быть убежден, что ущерб, компенсацию которого он хочет получить, не более 25 тыс. руб.
- Зафиксировать всеми возможными способами данные о свидетелях (ФИО, прописка, телефон).
- Записать данные другого водителя.
- Сфотографировать повреждения автомобилей с включением номерных знаков, общий вид места ДТП, тормозные следы, валяющиеся обломки.
Как заполнить Европротокол при ДТП?
Любая неточность при заполнении документа может послужить причиной отказа в выплате, потому внимательно читаем и запоминаем:
- Первые (лицевые) страницы Извещений нужно заполнять подробно, не должно быть разных описаний ДТП у виновной стороны и у потерпевшей. Ошибки при оформлении недопустимы. Страховая кампания может не выплатить компенсацию, если при заполнении будут неточности.
- Если есть малейшие подозрения в неадекватности второго водителя, или что в любую минуту он может поменять показания, или он неуверен в виновности, или не согласен с суммой ущерба – вызов инспектора ГИБДД нужно сделать срочно.
К полису ОСАГО прикреплены 2 Извещения (это по сути Европротокол), состоящие из 2 скрепленных (склеенных) бланков. Перед заполнением нельзя их отрывать (откреплять): на второй лист копируется запись с первого. Заполнив первую страницу, нужно расклеить бланки Извещения, водители после этого заполняют каждый в отдельности вторую (свою) страничку.
Заполняем общую (первую) страницу
Пункт 1. Место ДТП
Нужно указать город, улицу, ближайший номер дома. В случае перекрестка – пересечение улиц, на трассе – название, направление и километр от или из какого-либо города и куда.
Пункт 2. Дата ДТП и время. Написать число, месяц, год (например: 21.04.2014 10:44)
Пункт 3. Количество поврежденных ТС. Только 2. Если больше – вызывайте ГИБДД.
Пункт 4. Количество раненых и погибших. Ставим прочерки. Есть пострадавшие – срочно ГИБДД.
Пункт 5. Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения. Галка в квадратике «Нет».
Пункт 6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС, кроме А и В (Галку ставим в квадратике «Нет»), другому имуществу (ставим либо да, если повреждена техника: навигатор, телефон, ноутбук, планшетник, но помним, что страховая сможет выплатить – всего 25000руб).
Пункт 7. Свидетели ДТП. Указываем ФИО, прописку и телефон свидетелей в формате – Иванов Игорь Львович, г. Н-ск, ул. Ленина,2 89154442341.
Пункт 8. Проводилось ли оформление сотрудниками ГИБДД. Вписываем галку «Нет».
Пункт 9. Транспортное средство «А».
Марку ТС, модель – записываем из регистрационного свидетельства.
Идентификационный номер, Регистрационный знак, Свидетельство – все цифры переписываются точно.
Пункт 10. Собственник ТС – указываем полностью ФИО собственника, кому принадлежит автомобиль «А».
Пункт 11. Водитель ТС – указываем полностью ФИО водителя ТС «А». Если данные расходятся, должна быть нотариальная доверенность, дающая возможность права получать ущерб.
Пункт 12. Страховщик – переписываем название кампании, с которой заключен договор страхования, цифры номера полиса вместе с датой окончания действия договора ОСАГО.
Пункт 13. Место первоначального удара – рисуем стрелку, направляя ее в место первого удара.
Пункт 14. Характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов.
Указываем все повреждения, обязательно характеризуя степень: царапина, потертость, скол, вмятина и пр. (Например: Полностью разбита правая задняя фара, скол на бампере).
Пункт 15. Замечания. Здесь нужно написать, кто виновник аварийной ситуации. Если водитель ТС «А» невиновен, нужно писать «Не виноват в ДТП. Второй водитель-участник аварии признает вину», водитель «А» подписывает этот пункт.
Пункт 16. Обстоятельства ДТП. Вы позиционируете себя, как водитель ТС «А» – ваш столбец левый. Внимательно изучаем все 23 подпункта и в нужных местах ставим галки. Обстоятельства должны доказывать вашу полную невиновность и, наоборот, вину другого участника аварии. Противоречия будут толковаться страховщиком точно не в вашу пользу.
Пункт 17. Схема ДТП. Нарисованная схема должна однозначно подтверждать невиновность, поэтому рисунок должен содержать и знаки, и направление движения, и разметку, и прочие, нужные на ваш взгляд, детали.
Пункт 18. Подписи водителей, удостоверяющих отсутствие разногласий по п.14, 15, 16 17. У вас с другим водителем нет разногласий в оценке ситуации, поэтому подписи ставятся обязательно. После этого изменения в одностороннем порядке (только одним водителем) не вносятся.
Совместное творчество закончено. Разрываем (открепляем) листы бланков и заполняем каждый свою обратную страничку.
П.1 Транспортное средство – ставим галку в квадрате «А».
П.2 Обстоятельства ДТП – расписываем кратко, но емко все сопутствующие обстоятельства с указанием места ДТП и даем характеристику действий другого водителя.
П.3 ТС находилось под управлением – ставим галку либо в квадрате собственник, либо – иное лицо.
П.4 В случаях, если в ДТП участвовало более 2 ТС – ставим прочерк.
П.5 Повреждения иного имущества – перечисляем изломанные предметы (навигатор, планшетник и пр.).
П.6 Может ли ТС передвигаться своим ходом – ставим галку в нужном квадрате, обычно это «Да» по Европротоколу.
П.7 Примечания. Стоит написать, что место ДТП, автомобили и все видимые поврежденные элементы сфотографированы или зафиксированы видеорегистратором.
Ставите подпись, расшифровку фамилии с инициалами и дату.
Действия водителей после заполнения Европротокола
- Обменяться листами Извещений. Будет лучше, если потерпевшему достанется первый (не копия) экземпляр, на нем виднее записи.
- Сообщить в свою страховую об аварии по телефону.
- В течение 15 (желательно сразу) отвезти «Извещение» к страховщику, там могут потребовать дополнительные документы, подтверждающие собственность на автомобиль.
- Виновник аварии должен взять на себя обязательства не ремонтировать повреждения на своем автомобиле до получения компенсации ущерба потерпевшим: страховая иногда желает убедиться в самой аварии и в частностях, особенно когда чем-то не устраивают фотографии.
- Страховщик в течение 5 дней максимум должен дать ответ о принятии «Извещения», сумме и сроках выплаты компенсаций.
Для продвинутых водителей
Нежелание ждать инспекторов ГИБДД по малозначительному поводу, когда речь идет о несоизмеримо больших потерях и времени, и сил, и нервов, формулирует проблему: «Как научиться оформлять Европротокол?»
Совет
Распечатайте статью, положите в машину, в пробке прочитайте еще раз. Сами научитесь и другим подсказывать сможете.
Очень полезная информация!!
Спасибо