Стапель для кузовного ремонта: виды, особенности и этапы самостоятельного изготовления

Исправить деформированный после столкновения кузов автомобиля можно используя специальную технику – стапель для кузовного ремонта. Различают несколько видов этого оборудования, но принцип их один: автомобиль фиксируется, а к одной или нескольким точкам, требующим выправления, прикладываются усилия вытяжных устройств. В более простом варианте вытяжное устройство одно, у более сложных конструкций их два-три или больше.

Различают это оборудование по типу основания:

  • Платформенный стапель. Имеет надежную систему креплений, позволяет вытягивать кузов в разных направлениях с приложением разных по величине усилий.

    Платформенный стапель для кузовного ремонта

    Платформенный стапель для кузовного ремонта

  • Рамный стапель. Его основание – металлическая рама, к которой крепится поврежденный кузов. Требующие коррекции части  кузова цепями связывается с вытягивающим устройством, при помощи которого кузову придается первоначальная форма. Этот вид оборудования может исправлять не очень значительные повреждения.  Именно рамные стапели несложно изготовить самостоятельно.

    Рамный стапель для кузовного ремонта

    Рамный стапель для кузовного ремонта

  • Напольный стапель. В пол монтируются рельсы, по которым передвигаются вытяжные устройства. Кузов автомобиля устанавливается и фиксируется, вытяжные устройства перемещаются в нужные точки. Такой вид стапеля дает самые широкие возможности и позволяет исправлять даже очень серьезные вмятины.

    Напольный стапель для кузовного ремонта

    Напольный стапель для кузовного ремонта

Рамный и напольный стапели вряд ли можно увидеть в обычном гараже. Это достаточно серьезное профессиональное оборудование, часто имеющее сложную измерительную технику и базу данных, с которой происходит сравнение пострадавшего кузова. Понятно, что такое оборудование имеет соответствующую стоимость. А вот рамный самодельный стапель для кузовного ремонта встречается достаточно часто. Имея некоторый опыт сварочных работ его можно сделать за два-три дня.

Чтобы оценить оценить уровень необходимой подготовки при работе с высокотехнологичными стапелями, посмотрите видео, в котором показан процесс вытягивания кузова автомобиля.

Кроме различий по виду основания стапели могут иметь разные способы перемещения. Есть подкатные стапели для кузовного ремонта, есть передвижные. Есть стапели, оборудованные подъемниками, аппарелями и другими устройствами. Некоторые модели позволяют перемещать силовые элементы (стойки) по всему периметру основания, что даже у рамного или платформенного стапеля позволяет создавать вытяжные усилия в разных направлениях. Такой вариант наиболее предпочтительный, так как позволяет устранять повреждения в различных местах кузова.

Самодельный стапель для кузовного ремонта

Небольшой рамный стапель для кузовного ремонта достаточно просто сделать своими руками. Для этого понадобится швеллер из металла не менее 4 мм толщины. Из него нужно изготовить каркас, который будет больше размеров автомобиля примерно в 1,5-2 раза. Готовую раму по углам нужно усилить, можно также всю раму или только торцевые стороны усилить уголком для большей жесткости конструкции.

Самодельный стапель для кузовного ремонта

Самодельный стапель для кузовного ремонта: станина

Поперек рамы нужно приварить несколько поперечин. Они придадут еще большую жесткость, также к ним можно будет крепить вытяжное устройство или фиксировать машину. Силовые стойки, при помощи которых создается вытяжное усилие, можно крепить к просверленным в нужном месте в раме отверстиям (их сверлят по мере необходимости). Использовать для крепления лучше болты, снятые с иномарок. Те, которые продаются на рынке, не выдерживают создаваемых при вытяжении нагрузок.

Для того чтобы самодельный рамный стапель для кузовного ремонта можно было без проблем передвигать, можно в нижней части приварить/прикрутить колеса. Для фиксации кузова можно использовать слесарные тиски, а можно купить специальные фиксаторы. Чтобы было удобнее загонять/закатывать машину на стапель, можно из доски (не менее 50мм толщиной) и уголка сделать сходни. С одной стороны поставить заглушку из металла и/или дерева, а с другой сделать съемный наклонный участок.

Самодельный стапель для кузовного ремонта

Самодельный стапель для кузовного ремонта

Есть вариант, когда размер рамы 180х80см, те такая рама становится между колесами автомобиля на всю его длину. Значительные повреждения таким образом не выправишь, а вот поправить порог, стойку и другие подобные повреждения можно.

Конструкцию рамы, ее размеры и геометрию можно также подсмотреть на фабричных моделях. Некоторые из них несложно реализовать и в гараже. Также как вариант, можно рассматривать приобретение б/у стапеля для кузовного ремонта. Некоторые мастерские расширяются или обновляют оборудование, продавая использованное ранее по вполне приемлемым ценам.

В видео ниже показано, как выглядит один из вариантов самодельных стапелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *