Заправка автомобильных кондиционеров

Современный автомобиль – целый комплекс сложных и разнообразных систем, часть из которых призвана сделать наше пребывание в салоне более комфортным. Одна из таких систем – система кондиционирования воздуха. Как и любая другая она требует ухода, периодического осмотра и обслуживания, заправки/дозаправки.

Автокондиционер - система, требующая технического обслуживания и дозаправки

Автокондиционер — система, требующая технического обслуживания и дозаправки

В связи с периодичностью использования этой системы пик технического обслуживания приходится на позднюю весну, когда в преддверии наступающей летней жары, все стремятся восстановить ее работоспособность. Для того чтобы определить нужна ли дозаправка или ремонт вашему охлаждающему оборудованию, не обязательно ехать на СТО. Вполне можно провести предварительную диагностику самостоятельно. Для этого вам нужно включить кондиционер, дать ему немного поработать и прислушаться к собственным ощущениям.

Самостоятельная диагностика работоспособности автомобильного кондиционера

Первое, на что вам нужно обратить внимание, это на то, с какой эффективностью охлаждается воздух.  Если кондиционер включен, а особого эффекта это не принесло, вам нужно ехать на станцию по заправке автомобильных кондиционеров. Желательно именно в специализированное заведение, а не обычное СТО, в котором эта услуга лишь дополнительный заработок: и оборудование,  и опыт работников имеет существенное отличие.

Профессиональный аппарат для заправки автомобильных кондиционеров стоит немалых денег

Профессиональный аппарат для заправки автомобильных кондиционеров стоит немалых денег

Если воздух охлаждается в салоне нормально, нужно обратить внимание на звуки, сопровождающие работу кондиционера. Если слышаться щелчки, уровень хладагента недостаточен и система нуждается в дозаправке.

Определить возможную причину уменьшения уровня хладагента также можно самостоятельно: нужно осмотреть трубки и шланги кондиционера. Если на них есть маслянистые пятна и разводы, значит, в них появились трещины, через которые и выходит охлаждающее вещество, а разводы оставляет масло, которое заливается в паре с ним для более эффективной работы и смазки системы изнутри.

Трещины в шлангах появляются чаще всего после зимы, когда кондиционер длительное время не используется и без смазки все пересыхает. Чтобы избежать этой неприятности, нужно регулярно, даже зимой, включать кондиционер на 15-20 минут раз в неделю. За этот промежуток времени масло смажет все детали, что значительно продлит срок эксплуатации кондиционера без ремонта.

Обратите внимание и на запах в салоне после начала охлаждения. Если появился неприятный характерный «душок», это значит, что в испарителе, где обычно очень высокая влажность, размножились бактерии и ваша система требует антибактериальной обработки.

Включив кондиционер прислушайтесь к своим ощущениям

Включив кондиционер прислушайтесь к своим ощущениям

Есть еще несколько моментов, которые сложно определить «на глаз», но знать о которых необходимо. Опасны для кондиционера, как недостаток хладагента, так и его избыток, негативно сказывается также избыток масла или его недостаток. Потому важно выбрать грамотного специалиста, имеющего приличный опыт и работающего на хорошем оборудовании. Фирменный аппарат для заправки автомобильных кондиционеров и стоит немало, что неминуемо отражается на стоимости услуг, но ремонт в случае его некорректного обслуживания стоит гораздо больше. Так что тут, как водится, скупой платит дважды, а иногда и трижды.

Плохо влияют на работу кондиционера влага и воздух, попавшие в систему кондиционирования автомобиля. При включении в работу водяные пары конденсируются и замерзают (в работающей системе возникают минусовые температуры), блокируя орган управления, что приводит к выходу всей системы из строя и, затем, ее дорогостоящему восстановлению. Воздух, попавший в систему не настолько опасен, но из-за абсолютно другого химического состава, он намного снижает эффективность работы хладагента. При этом для поддержания заданной температуры система работает с повышенной нагрузкой, что приводит к преждевременному ее износу.

В случае необходимости, на специализированных станциях по заправке автомобильных кондиционеров, для удаления из системы воздуха и влаги к системе подсоединяют вакуумный насос и только потом начинают заправку кондиционера. Собственно удалить воздух и влагу из системы можно самостоятельно, но для этого вы должны иметь вакуумный генератор. Он подключается к системе на 5-10 минут. Точное время определяют в каждом конкретном случае: когда шланги сплющились – пора выключать. Такую обработку для верности можно произвести два раза.

Заправка автомобильного кондиционера своими руками

Если ваша система кондиционирования автомобиля не была разгерметизирована, и требуется только дозаправка хладагента, можно попробовать обойтись своими силами. Для этого вам нужно будет купить в автомагазине комплект для дозаправки и емкость с хладагентом. Есть несколько вариантов комплектации таких приборов: с переходником и краном или без него.  Кран, переходник и хладагент понадобятся в любом случае, но покупать отдельно или в комплекте каждый решает сам.

Переходник для для заправки автомобильных кондиционеров своими руками

Переходник для для заправки автомобильных кондиционеров своими руками

Кроме того для того чтобы контролировать давление в системе и регулировать тем самым количество поступающего хладагента, нужна будет измерительная станция – два манометра, которые будут измерять давление в системе. Покупать все это не обязательно в магазине, можно на любой бирже или по объявлениям частников.

В моделях, которые выпущены после 1993 года, используется хладагент R-134a, заменивший использовавшийся до этого фреон R-12. Смешивать или заменять один другим нельзя. Это приведет к выходу системы из строя. Если возникнет, вдруг такая необходимость, нужно старый хладагент полностью удалить из системы, продуть ее вакуумом, и затем заправить новым. Но даже при таком раскладе остается вероятность поломки. Если ваше авто было выпущено в 1993-1994 году, необходимо узнать точно, какой из типов хладагентов используется. Эти данные есть  в специальной табличке, прикрепленной с обратной стороны капота.

Хладагент может быть разных марок, но для большинства  автокондиционеров используется R134a,  для авто до 1994 годы выпуска - R12

Хладагент может быть разных марок, но для большинства автокондиционеров используется R134a, для авто до 1994 годы выпуска — R12

Некоторые смеси для дозаправки автомобильных кондиционеров уже содержат в себе некоторую часть масла. Такой вариант предпочтительнее: масло дозировано и в систему попадет его необходимое количество. Если хладагент без примеси, специальное масло придется доливать прямо в компрессор, а это уже риск – как переизбыток, так и недостаток его чреват поломками.

Технология заправки автомобильного кондиционера своими руками

Процедура заправки кондиционера хладагентом несложна, но требует внимания. Первым делом нужно собрать  оборудование для заправки автомобильных кондиционеров. В емкости с хладагентом вверху имеется резьба и небольшая площадка.

Оборудование для заправки автомобильных кондиционеров собирается просто

Оборудование для заправки автомобильных кондиционеров собирается просто

При помощи резьбы на нее накручивается переходник, а площадка впоследствии (при открытии клапана) прокалывается булавкой, находящейся в переходнике. К переходнику присоединяют один конец шланга, второй – к одному из выходов измерительной станции.

Оборудование для заправки автомобильных кондиционеров своими руками

Оборудование для заправки автомобильных кондиционеров своими руками

Важно! Перед тем, как подключать измерительную станцию, нужно откалибровать измеритель давления. Для этого нужно при помощи колесика выставить температуру окружающего воздуха.

Манометр на измерительной станции нужно откалибровать

Манометр на измерительной станции нужно откалибровать

Ко второму выходу измерителя подключить другой шланг. Теперь оборудование для заправки автомобильных кондиционеров своими руками собрано.

Следующий этап – подсоединение собранного оборудования к системе кондиционирования автомобиля. В системе автокондиционера есть две зоны: область низкого и высокого давления. Для того чтобы их было проще различать, их делают разного диаметра. Заправка происходит со стороны низкого давления, его выход имеет больший диаметр.

Выход низкого давления может располагаться тут

Выход низкого давления может располагаться тут

В некоторых моделях их обозначают цветом: тот, через который нужно заправлять (низкого давления) имеет синий цвет. Иногда имеется буквенное обозначение: латинской буквой «L» обозначают выход с низким давлением, «H» — с высоким.  Если так и не нашли нужного штуцера, прочитайте в инструкции по эксплуатации к вашему авто. Как правило, там есть иллюстрации.

Выход низкого давления

Выход низкого давления

После того как нашли штуцер низкого давления, снимите защитный колпачок и тщательно очистите резьбу и прилегающую часть трубки: даже незначительное количество посторонних частиц может вывести кондиционер из строя.  Затем навинтите шланг от заправочного оборудования.  Система готова к заправке.

Заправка автомобильного кондиционера своими руками

Заправка автомобильного кондиционера своими руками

Теперь заводите мотор, увеличиваете обороты до 1500. Включаете кондиционер и выставляете регулятор его работы в максимальное положение. Далее все манипуляции делаем при работающем движке и включенном кондиционере. На измерительной станции манометр покажет давление в системе кондиционирования. По норме там должно быть 280-285кПа (но не выше 285кПа). Если давление на манометре меньше – системе нужна дозаправка.

Для того чтобы добавить в систему хладагент, открываете вентиль со стороны низкого давления. Баллон с фреоном берем в руки и переворачиваем дном вверх. В таком положении кондиционер заправляется жидким, а не газообразным фреоном. Понемногу проворачиваем вентиль у переходника, протыкая ту саму защитную площадку, одновременно следим за давлением по прибору. Давление не должно превышать 285кПа (если вы заправляете кондиционер автомобиля первый раз, не поднимайте давление выше 275кПа). На всю процедуру должно уйти минут 5-10. Затем нужно закрыть вентиль на баллоне и дать поработать системе некоторое время (10-15 минут). Давление в контуре будет скакать, главное, чтобы оно не переваливало пик – 285кПа. За это время система должна полностью отработать и из дренажной трубы должна потечь излишняя влага, которую кондиционер извлекает из обрабатываемого воздуха. При этом можно считать, что дозаправка автомобильного кондиционера прошла успешно. Осталось только отсоединить систему,  вернуть на место заглушку и заглушить мотор.

Есть еще способ заправки автомобильного кондиционера по весу, но приведенный выше более надежен. Используя его, вы не  сможете залить в систему чрезмерное количество хладагента (если будете следить за давлением), что возможно при заправке по весу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *