Торможение автомобиля: основные приемы и их особенности

Неправильные действия водителя при необходимости торможения могут не только не улучшить ситуацию, а даже сделать ее в разы хуже и повлечь за собой аварию. Потому важно разбираться в способах торможения автомобиля, их достоинствах, возможных последствиях и необходимом порядке действия. Конечно, только теоретических знаний недостаточно, требуется неоднократное применение способов торможения на практике. И лучше отрабатывать навыки на автодроме или на какой-то другой площадке, чтобы потом в реальной ситуации действовать быстро и правильно.

Способы торможения автомобиля необходимо освоить на тренировочном полигоне

Способы торможения автомобиля необходимо освоить на тренировочном полигоне

На видео ниже показано, как отрабатывается экстренное торможение на асфальте в условиях полигона.

Способы торможения автомобиля

Торможение автомобиля можно условно разделить на две основные категории: экстренное и служебное. С экстренным все понятно, а служебное – это плавное снижение скорости в любой штатной ситуации.

Даже торможение автомобиля в штатной ситуации требует определенного навыка. Прежде всего, давить педаль нужно не носком и не пяткой, а сводом стопы. Это самый надежный способ: и не соскользнет, как  носок, и имеет достаточную чувствительность, в отличие от пятки. Так что, осваивая навыки торможения приучайте себя нажимать на педали именной этой частью стопы.

Нажимать на педаль тормоза нужно серединой стопы - сводом

Нажимать на педаль тормоза нужно серединой стопы — сводом

Надавливать следует плавно, постепенно наращивая усилие. При резком нажатии на тормоз, существует вероятность возникновения блокировки колес. В штатной ситуации это не страшно, но неприятно.

Экстренное торможение автомобиля может выполняться несколькими способами:

  • Резкое;
  • Плавное;
  • Прерывистое;
  • Ступенчатое.

В любой опасной ситуации первая реакция —  посильнее вдавить педаль тормоза в пол. Это абсолютно недопустимо и приводит только к увеличению тормозного пути и/или заносу автомобиля, другим неприятным вещам. Потому первое, к чему нужно себя приучить – сдерживать этот порыв.

В нештатных ситуациях, некоторые водители, вместо того, чтобы нажать на тормоз, жмут на газ. По неофициальной статистика, таким образом поступают, как правило женщины.

Нажимать педаль торможения нужно медленно и плавно. Только так можно достигнуть минимального тормозного пути.

Способы торможения автомобиля выбирают в зависимости от дорожной обстановки и подготовленности водителя

Способы торможения автомобиля выбирают в зависимости от дорожной обстановки и подготовленности водителя

Вообще величина тормозного пути зависит от многих факторов: от типа и состояния дорожного полотна, от начальной скорости и от общей эффективности тормозной системы конкретно вашего автомобиля.  При запуске автомобиля в производство, эффективность тормозной системы проверяется во время испытаний, результат которых выражается в установившемся замедлении автомобиля при торможении. Он затем учитывается в расчетах тормозного пути на месте происшествия.

Что происходит во время торможения автомобиля

По мере нажатия на педаль тормоза, диск или барабан (в зависимости от типа установленных тормозов) начинает уменьшать скорость вращения колеса. Автомобиль снижает скорость движения.  Но при определенном усилии колеса перестают вращаться вообще – блокируются. При этом снижение скорости замедляется, а трению с дорожным полотном подвергается один участок шины, который активно стирается. При стирании образуются катышки резины, которые способствуют увеличению тормозного пути почти вдвое.

В видео наглядно продемонстрировано, что блокировке колес, тормозной путь увеличивается.

При экстренном торможении, самое главное – уловить момент перед блокировкой колес и отпустить педаль, чтобы затем нажать снова. Такое постепенное, ступенчатое торможение – оптимальный способ остановить автомобиль, пройдя минимально возможный тормозной путь и не потерять возможность управления автомобилем.

Резкое торможение автомобиля - не самый лучший выход

Резкое торможение автомобиля — не самый лучший выход

При торможении, больше нагруженными оказываются передние колеса — автомобиль как-бы клюет носом. Поэтому коэффициент сцепления задних колес с дорожным полотном ниже, а значит и блокировка их наступает раньше. По этой причине, при нажатии на тормоз, нужно обращать внимание, прежде всего, на поведение задних колес. К тому же, при торможении, на величину сцепления шин с дорогой воздействует еще и боковая сила (из-за изношенности покрышек), что тоже может привести к заносу задних колес. Если «зад» автомобиля повело, нужно отпустить педаль тормоза и выровнять рулем направление движения, действуя мягко и без рывков. Все эти навыки не возникают на ровном месте, а требуют много кратной отработки. И только когда они доведены до автоматизма во время тренировок, можно надеяться на то, что в реальной ситуации на дороге водитель сможет применить их на практике.

Есть еще один способ торможения автомобиля – прерывистый. Он менее эффективен, чем ступенчатый, но его легче освоить. Этот метод состоит в том, что водитель попеременно то нажимает до упора, то полностью отпускает педаль тормоза. Такое чередование происходит до полной остановки. Эффективность такого торможения намного ниже, но этот способ работает лучше, чем снижение скорости при заблокированных колесах, которое возникает при резком торможении. Выполняя прерывистое торможение нужно быть готовому к довольно сильным рывкам и максимально гасить их корпусом.

Резкое торможение автомобиля и автомобиль может занести

Резкое торможение автомобиля и автомобиль может занести

Для того, чтобы не создавать аварийные или опасные ситуации, необходимо снижать скорость до вхождения в поворот, а не тормозить на закруглениях дорог или непосредственно перед препятствиями. Это приведет только к тому, что авто не впишется в поворот,  его занесет или машина врежется в находящиеся рядом средства передвижения или предметы и строения.

Торможение автомобиля на скользкой дороге

В гололед, на покрытой снегом дороге способ торможения отличается от действий на дорожном покрытии с нормальным сцеплением. В этом случае нудно последовательно понижать передачу и понемногу нажимать педаль тормоза. Одновременно нужно плавно включать сцепление или переключать передачи с перегазовкой. Это позволит избежать блокировки ведущих колес из-за  их проскальзывания.

Торможение автомобиля на скользкой дороге - целое искусство

Торможение автомобиля на скользкой дороге — целое искусство

Справка! Перегазовка  — временное прекращение давления на педаль тормоза и кратковременное нажатие на педаль сцепления. Некоторые водители могут не снимая педали с тормоза, нажимать носком или пяткой правой ноги на сцепление. Это делать нужно в промежутках между понижением передачи.

В любых условиях, при любой погоде, перед началом торможения нужно убедиться, что у вас есть место для маневра. Желательно подать сигнал ближайшим автомобилям о начале торможения. Например, привлечь внимание можно, несколько раз подряд нажав на педаль тормоза. Мигающие тормозные огни при любой погоде и любой видимости послужат сигналом для окружающих о том, что вы начинаете какие-то действия.

Резкое торможение автомобиля – выход не самый лучший. При этом изнашиваются покрышки, трансмиссия, тормоза, интенсивно расходуется бензин. При экстренном торможении автомобиля на неровной или сколькой дороге, при проколе шины машина может стать неуправляемой.

Иногда для более эффективного торможения используют ручной тормоз

Иногда для более эффективного торможения используют ручной тормоз

Иногда для ускорения остановки автомобиля или при повреждении основной тормозной системы используют стояночный (ручной) тормоз, а также вспомогательную систему торможения.

О том, как тормозить зимой на скользкой дороге (гололёд), рассказано в видео.

Свист при торможении автомобиля

Иногда, даже при незначительном торможении, раздается неприятный свист. Это явление может возникнуть:

  • из-за некачественных колодок, тогда избавиться от него можно заменив их;
  • из-за попавших на фрикционную накладку посторонних предметов (камешков и т.п.) – лечение – удаление посторонних предметов;
  • из-за воды, попавшей в тормозную систему после мойки или дождя – избавиться от скрипа можно, несколько раз резко затормозив (убедитесь, что ситуация на дороге позволяет);
  • изношенность колодок – единственное решение – диагностика и замена колодок;
  • несовместимость материалов – скрип возникает после замены колодок, но качество их хорошее; чтобы не возникала такая ситуация, желательно устанавливать запчасти того же производителя, но это также не гарантия их бесшумной работы.

Как правило, свист при торможении автомобиля в колодках, никак не влияет на эффективность торможения (если не является следствием изношенности накладок или тормозных колодок). Однако если тормоза свистят при торможении, это сильно раздражает, водителю не хочется снова и снова слушать раздражающие звуки.

Свист при торможении автомобиля скорее всего вызван изношенными тормозным диском или колодками

Свист при торможении автомобиля скорее всего вызван изношенными тормозным диском или колодками

Водитель может начать торможение позже, чем необходимо, и создать аварийную ситуацию. Так что устранение свиста при торможении, важная задача, которая может влиять на безопасность движения.

Причина вибрации руля при торможении

Иногда, во время торможения, в руле ощущаются биения. На это нужно обратить внимание и исправить. Кроме того, что при экстремальном торможении вибрация может стать очень значительной, став дополнительным фактором, провоцирующим ухудшение ситуации на дороге.

Причина вибрации руля при торможении обычно объясняется неравномерным износом некоторых деталей тормозной системы

Причина вибрации руля при торможении обычно объясняется неравномерным износом некоторых деталей тормозной системы

Основной причиной вибрации руля при торможении, является неправомерный износ тормозных колодок. В лучшем случае – банальное налипание грязи. Если вы несколько раз затормозили и почувствовали, что руль дергается, нужно осмотреть тормозные колодки. Если грязи нет, колодки необходимо заменить.

Поддержание системы торможения в хорошем состоянии – обязательная составляющая вашей безопасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *